Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Обзор изменений в законодательстве в области охраны труда в первом полугодии 2019 года

Написано Mikhail , 07.10.2019 · 398 просмотров

новости по охране труда охрана труда 2019 новости охрана труда новости законодательства
Экспертно-аналитический центр «Технологии труда» представляет Вашему вниманию обзор основных изменений в охране труда за первое полугодие 2019 года:
1. Функционирование системы управления охраной труда будут проверять по новому порядку
Приказом Роструда от 21.03.2019 № 77 утверждены Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, которые разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями на производстве.
Как следует из Методических рекомендаций, проведение внеплановых проверок работодателей может осуществляться посредством:
ü проверки документации Системы управления охраной труда путём изучения локальных нормативных актов (стандартов, положений, инструкций по охране труда, журналов, актов и других), подтверждающих функционирование Системы управления охраной труда (далее - СУОТ), в организации, в соответствии с требованиями Типового положения о системе управления охраной труда.
ü проверки рабочих мест, в ходе которой оценивается соответствие рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно приказа Минтруда России от 19.08.2016 г. №438н, основным локальным нормативным документов по организации и функционированию СУОТ является Положение о системе управления охраной труда, разрабатываемое в организации. Положение утверждается приказом руководителя организации с учетом мнения выборных представительных органов.
С учетом специфики деятельности организации, проверке государственных инспекторов труда подлежат следующие процедуры СУОТ:
1. политика и цели организации в сфере охраны труда;
2. организация деятельности СУОТ (распределение должностных обязанностей в области охраны труда);
3. локально-нормативные акты, разрабатываемые для достижения целей организации по охране труда, включающие:
ü обучение работников по охране труда;
ü организацию и проведение специальной оценки условий труда;
ü управление рисками по охране труда;
ü организацию и проведение предварительных, периодических, предрейсовых медицинских осмотров;
ü обеспечение работников информацией об условиях труда на рабочих местах, наличием рисков, а также положенных им гарантиях и компенсациях;
ü организацию бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
ü организацию выдачи работникам молока или других равноценных продуктов и лечебно-профилактического питания;
ü обеспечение безопасной работы подрядных организаций;
4. разработка мероприятий по выполнению требований охраны труда;
5. анализ функционирования СУОТ и контроль выполнения процедур;
6. планирование улучшений функционирования СУОТ;
7. реагирование на происшествия, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
8. управление записями СУОТ.
Многие работодатели до сих пор не внедрили СУОТ, а организация работы в данном направлении проводится лишь после несчастных случаев или предписаний надзорных и контролирующих органов по охране труда. Введением в действие Методических рекомендаций, Роструд активизировал работу государственных инспекторов труда по контролю за наличием в организациях СУОТ. В настоящее время уже есть многочисленные случаи привлечения работодателей к административной ответственности только за необеспечение функционирования какой-либо из процедур СУОТ. Как известно, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27_1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:


2]ü на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 руб.;

2]ü на ИП - от 2 000 до 5 000 руб.;

2]ü на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб.

2]Повторное нарушение ведет к наложению административного штрафа:

2]ü на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

2]ü на ИП - от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В организациях с численностью работников более 100 человек, вопросом внедрения СУОТ занимаются, как правило, специалисты по охране труда. У работодателей, не имеющих штатных специалистов по охране труда, есть выбор: или внедрять СУОТ собственными силами, или обратиться в специализированную организацию, осуществляющую профессиональные услуги в сфере охраны труда, например в ООО «ЭАЦ «Технологии труда».

2. Утверждены новые правила по охране труда
Спустя лишь полгода со дня вступления в силу правил по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые Приказом Минтруда РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н, 9 апреля вступили в силу Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Как многие помнят, действие правил по охране труда на автотранспорте не распространяется на автопогрузчики, автокары, электрокары, грузовые тележки, вагонетки, конвейеры, рольганги, транспортеры, трубопроводный транспорт и пневмотранспорт, так как этот транспорт относится к промышленному и регулируется требованиями вновь вводимых правил. Также они распространяются на промышленный транспорт, который используют, в том числе, для технологических операций внутри подразделения, которые входят в состав единого технологического комплекса и не распространяются на транспорт, выезжающий за пределы территории организации. Если организация использует транспорт за её пределами, то его эксплуатацию, техобслуживание и ремонт в данном случае будут регулировать Правила по охране труда на автомобильном транспорте (утверждены приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н). Передвижение автомобильного и железнодорожного транспорта по дорогам общего пользования и между производственными подразделениями организации регламентируют Правила дорожного движения.
Новые Правила зарегистрированы в Минюсте, следовательно, государственный инспектор труда в предписании отныне будет ссылаться на их требования. Количество административных наказаний ГИТ увеличится, и организации будут вынуждены выделять больше средств на приведение состояния промышленного транспорта, территории и производственных помещений в соответствие с новыми установленными требованиями. Также, исходя из пункта 20 Правил, государственный инспектор труда имеет право в предписании указать пункты из Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утверждены приказом Минтруда от 2 июня 2016 №310н).
Логическим продолжением вступления в силу правил по охране труда на транспорте, является утверждение новых Правил по охране труда в морских и речных портах. Правила вступят в силу 3 июля, сейчас у работодателей есть время подготовиться и провести внеочередные мероприятия. Правила обязаны соблюдать предприятия, которые организуют и выполняют погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах (приказ Минтруда от 21.01.2019 № 30н). Также требования относятся к работодателям, которые обеспечивают перегрузочные процессы, перевозку работников по территории портов и акватории судами портового флота.
Работодатели обязаны разработать и утвердить инструкции по охране труда для всех профессий и видов портовых работ.
А так же, обеспечить:
ü безопасность работ в портах и исправность оборудования и оснастки;
ü обучение и проверку знаний работников требований охраны труда;
ü контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
В соответствии с правилами, при работах в портах на работников могут воздействовать ряд опасных и вредных производственных факторов, следовательно, работодатели обязаны принимать меры, направленные на снижение данных факторов до приемлемого уровня или полное исключение их воздействия на работников.
Согласно пунктам 8 и 9 правил, в зависимости от специфики своей деятельности, работодатель может устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ в портах, не противоречащие Правилам и улучшающие условия труда работников.
Дополнительно, в правилах имеются ссылки на другие правила и нормы:
1. Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автомобильных гаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта должны проводиться с учетом:
ü Правил по охране труда на автомобильном транспорте;
ü Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;
ü Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
2. Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов - с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам.
Правила по охране труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03–96 и Правила по охране труда при выполнении перегрузочных работ в речных портах ПОТ РО-00030171-99 не отменили, и они продолжают действовать. При этом оштрафовать за их неисполнение ГИТ не может. Все старые правила можно применять как рекомендации в части, которая не противоречит новым правилам.
Получить консультацию по новым правилам по охране труда работодатели могут на бесплатных семинарах Экспертно-аналитического центра «Технологии труда».
3. Введены в действие типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды работникам отдельных отраслей промышленности. С 21 марта, по новым нормам, нужно выдавать средства защиты работникам, которые заняты в организациях легкой промышленности (приказ Минтруда от 10.12.2018 № 778н). С 9 апреля — работникам торфозаготовительных и торфоперерабатывающих предприятий (приказ Минтруда от 20.12.2018 № 827н).
До этого, работникам легкой промышленности, торфозаготовительных и торфоперерабатывающих предприятий выдавали средства защиты по типовым нормам, утвержденным Минтрудом от 08.12.1997 № 61. Нормы пересмотрели, убрали противоречия с действующим законом, а для отдельных профессий увеличили количество необходимых средств защиты.
Типовыми нормами предусмотрено обеспечение средствами индивидуальной защиты более 400 профессий (должностей) работников, предполагающих занятость на работах с вредными, опасными условиями труда, в том числе: общих профессий (должностей); льняного и пенько-джутового производства; шелкового производства; шерстяного производства; валяльно-войлочного производства; первичной обработки лубяных волокон; производства ваты; производства текстильной галантереи, первичной обработки хлопка-сырца; трикотажного производства; производства нетканых материалов; швейного производства, производства кожаной обуви; кожгалантерейного производства; шорно-седельного производства; щетинно-щеточное производства; первичной обработки кожевенного и мехового производства; кожевенного производства; мехового и овчинно-шубного производства; производства меховой одежды меховых головных уборов, перчаток, рукавиц, носков и других видов меховых изделий; дубильно-экстрактового производства; производства искусственной кожи и технических тканей; производства жесткой пильчатой ленты; ряда иных производств.



175]Работодателю необходимо:

ü пересмотреть нормы выдачи СИЗ для своей организации и утвердить их;
ü ввести новые карточки выдачи СИЗ, но обеспечить сохранность старых.
ü проконтролировать выдачу средств индивидуальной защиты по новым нормам и провести обучение по их правильному применению;
ü организовать внеплановую специальную оценку условий труда для рабочих мест, для профессий и должностей работников которых внесены изменения в нормы выдачи СИЗ.

4. Вступил в силу новый порядок проверки по специальной оценке условий труда.
До 200 тыс. рублей может быть оштрафован работодатель, если не выполнит предписание государственного инспектора труда (ч. 23 ст. 19.5 КоАП).
Минтруд разработал Порядок проверки проведения спецоценки силами ГИТ, без взаимодействия с работодателем (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н). Контроль проведут в виде сверки списка предприятий, которые должны провести СОУТ, с информацией в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) учета результатов проведения СОУТ.
Руководители территориальных инспекций труда будут ежемесячно оформлять планы мероприятий по контролю на основании докладных записок инспекторов труда и поручений Роструда. В плане укажут перечень предприятий, по которым пройдет сверка с ФГИС. После сверки по каждому предприятию, по которому выявят нарушение, оформят акт и направят предостережение о недопустимости нарушения закона (ч. 6 ст. 8.3 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Если ГИТ установит, что организация не провела специальную оценку условий труда, она вправе назначить внеплановую проверку. Информация о нарушениях, связанных с СОУТ является законным основанием для внеплановой проверки (подп. «д» п. 30 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н). Если во время такой проверки государственный инспектор труда установит, что спецоценку не провели, организация будет привлечена к административной ответственности. Также работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений. Чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий, работодателю следует позаботиться о заключении договора с проверенной организацией, проводящей СОУТ. К выбору такой организации стоит относиться серьезно. Важно, чтобы она имела соответствующий аттестат аккредитации, входила в официальный реестр и предоставляла услуги сертифицированных экспертов. Обращаясь в Экспертно-аналитический центр «Технологии труда», работодатель может быть уверен в высоком качестве проведения СОУТ. Отправить заявку на проведение СОУТ можно по электронной почте info@eactt.ru или по телефону +7 (495) 118-26-72.

5. Вступили в силу изменения в правила по охране труда.
Для организаций пищевой отрасти, 16 мая вступили в силу изменения в Правила по охране труда при производстве отдельных видов пищевой промышленности (приказ Минтруда от 23.01.2019 № 32н), в которых установлены новые требования для площадок обслуживания технологического оборудования, которые находятся на высоте 0,5 м и выше, и лестницам к ним. Исключили пункты с требованиями к полам и дверям производственных помещений. В этих вопросах теперь используйте Правила по охране труда при размещении технологического оборудования (приказ Минтруда от 23.06.2016 № 310н).
Работодателям, деятельность которых регулируется требованиями данных Правил следует:


375]ü обеспечить требуемую высоту и ширину настилов и площадок;

375]ü проверить размеры ступеней и перил лестниц.


В соответствии с приказом Минтруда от 20.12.2018 № 826н, 29.01.2019 года вступили в силу изменения в Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. В изменениях указано, что ручной инструмент нужно привести в соответствие с техническими регламентами ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 004/2011 и содержать его в исправном состоянии. Инструкции по безопасному использованию ручного инструмента не должны противоречить требованиям перечисленных техрегламентов.
Работодателям необходимо организовать:
ü проверку наличия деклараций на инструменты;
ü разработку инструкций по безопасному использованию инструмента согласно руководству по эксплуатации и техрегламентам.

Не обошли внимание Минтруда и Правила по охране труда в строительстве. С 29 января требование приостанавливать работы в случае опасности отменили (приказ Минтруда от 20.12.2018 № 826н). Но установили, что при совместных работах работодатели обязаны обеспечить безопасность своих работников согласно акту-допуску и графику совместных работ. Конкретизировали термины «стройплощадка», «грузоподъемный механизм», «средства подмащивания».
Теперь правила по охране труда в строительстве распространяются на работы под воздействием сжатого воздуха.
На основании внесённых изменений в правила, работодателям необходимо:


375]ü утвердить в организации перечень требований к подрядным организациям;

375]ü внести дополнительные требования в договоры строительного подряда;

375]ü пересмотреть регламент совместных работ на территории строительного объекта.


Правила по охране труда при работе на высоте тоже подверглись изменениям. Дополнены требования по организации проведения работ над поверхностными водными объектами. Также указано, что эксплуатировать лестницы после монтажа можно после проведения соответствующих испытаний. При работах на плоских и скатных крышах необходимо применять Правила по охране труда в строительстве (приказ Минтруда от 20.12.2018 № 826н).
Работодателю требуется:
ü При проведении работ на высоте на плоских и скатных крышах в наряде-допуске указывайте требования Правил № 336н.
ü Обеспечить работников спасательными плавсредствами при работах над поверхностными водными объектами с береговой линией или расстоянием ближе двух метров до нее.


6. Опубликованы рекомендации по документообороту в области охраны труда.
ВНИИ документоведения и архивного дела опубликована методика применения ГОСТ Р 7.0.97–2016 (Методические рекомендации ВНИИДАД от 01.01.2018). В них описали требования к ведению бумажного и электронного документооборота.
Методику можно использовать при оформлении документов по охране труда (инструкций, актов, приказов, положений и протоколов). В ней описали, как оформлять документы, какие включить реквизиты, как правильно писать преамбулы и основной текст документов, как утверждать документ отдельным приказом и как записью в самом документе и т. д. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, поэтому работодатель не обязан их соблюдать, и может придерживаться своих локально установленных требований.

7. Минтруд разделил полномочия Роструда и Ростехнадзора.
Росстандарт отменил прежние перечни ГОСТов - приказы Росстандарта от 30.03.2015 № 365 и от 16.04.2014 № 474 утратили силу.
Уточнили, как ведомства должны проверять, соблюдает ли работодатель требования Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок и Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (приказы Минтруда от 24.07.2013 № 328н и от 17.08.2015 № 551н).
С 25 января действует следующее разделение полномочий:
Если деятельность регулируют Правила № 328н, ГИТ проверяет требования главы II, остальные проверяет Ростехнадзор (приказ Минтруда от 15.11.2018 № 704н).
Если организация эксплуатирует тепловые энергоустановки, то Ростехнадзор проверяет соблюдение требований главы IV Правил № 551н, остальное проверяет ГИТ (приказ Минтруда от 15.11.2018 № 703н).
Кроме вышеуказанных изменений в стандартах, Росстандарт утвердил перечни нормативных документов, применяя которые на добровольной основе работодатель обеспечит соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (приказы Росстандарта от 17.04.2019 № 831 и 832).
В перечень документов, соблюдение которых обеспечит безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, включили ГОСТы, СНиПы и своды правил. Если в своих локальных нормативных актах работодатель сделает ссылки на документы, принятые для добровольного применения, их исполнение станет обязательным для работодателя.
Работодателю необходимо проверить все свои локальные нормативные акты и исключить из них ссылки на отменённые ГОСТы. Включать или нет новые ГОСТы в свои локальные акты - работодатель решает самостоятельно.

8. Появилась новая статья в КоАП.
Вступила в силу статья 9.1.1 КоАП, по которой начнут наказывать работников и работодателей, которые не соблюдают требования к безопасному использованию и содержанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов. Если нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей и могут стать причиной аварии, организацию могут привлечь к административной ответственности со штрафом в размере до 350 тыс. руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток.
Установлена также личная ответственность для специалистов, которые монтируют, демонтируют, ремонтируют и обслуживают технику. Если их действия создали угрозу жизни и вероятность аварий, то есть риск привлечения их административной ответственности со штрафом в размере 3-5 тыс. руб.
Кроме того, введено лицензирование перевозок работников на автобусах.
Если организация перевозит работников на автобусе, в котором более восьми сидячих мест, то до 29 июня нужно получить лицензию (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ). Исключение - автобусы спецслужб и перевозка людей вне автомобильных дорог общего пользования, например, по закрытой территории предприятия. Иначе, организацию будет ожидать штраф в размере до 400 тыс. руб (ч.1 ст. 14.1.2 КоАП).

Надеемся, что данная статья была Вам полезна.
С уважением, ООО «ЭАЦ «Технологии труда».
https://eactt.ru/






Количество пользователей, прочитавших эту тему: 2

Декабрь 2019

П В С Ч П С В
      1
2345678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

0 посетителей

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Пользователей онлайн: 29 (за последние 15 минут)

2 пользователей, 27 гостей, 0 анонимных   (Полный список)


Anhekly, Rannevfeand

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru