Перейти к содержимому






Фотография
* * * * - 1 голосов

О "понятиях" не "по понятиям"

Написано Александр Григорьевич , 21.06.2012 · 1 751 просмотров

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Ф. И. Тютчев, «Silentium!» "Понятие" как научная категория наряду с суждением и умозаключением является одной из форм рационального познания окружающей действительности. Существуют различные трактовки самого термина "понятие", которые в целом сводятся к тому, что понятие — отображённое в мышлении единства существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений (их сущностей). Иными словами "понятие" – есть продукт сознания, мысль или система мыслей. Наиболее "практичным" можно считать определение понятия по Г. Гегелю (извините, на всякий случай, - Г. В. Ф. Гегель - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма), в соответствии с которым "понятие" – «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В "понятии" раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта». Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. Очерк 5. - М., 1984. Итак, понятие — это мысль, мысль-обобщение, мысль-гипотеза, мысль-интерпретация, которая обозначается терминами и позволяет объяснить содержание фактов (и чувств, и предметов). Канке В.А. Философия. –М.: Логос, 2003, 272с. В полном своем содержании «понятие» существует только на уровне сознания. «Понятие» это «вещь в себе», определение понятия (дефиниция) – «вещь для нас», которая предстает для всеобщего обозрения в видении субъекта, формирующего для нас представление о «понятии». Попытка дать определение «понятия» – это всегда усечение недоступного для описания «истинного понятия», сущности, формирование частного видения «понятия». Иными словами: «мысль изреченная – есть ложь». В связи с существенным влиянием личности субъекта, формирующего «определение понятия» очень важно осознанное абстрагирование субъекта от самого понятия и от целей (мотивов) формирования «понятия для нас». При формировании «понятия» в научном смысле этого слова осуществляется восходящее движение от представления к суждению и, далее к умозаключению. Этот процесс, в конечном итоге представляет собой переход от абстрактного частного к конкретному общему. Образование понятия — сложный мыслительный процесс, который начинается с формирования субъективного мысленного представления об объекте (множестве объектов, явлений) с которым связано понятие, и заканчивается вербальным описанием (определением) понятия и его идентификацией (назначением идентификатора-термина). Таким образом, «понятие для нас» состоит из двух осязаемых частей: термина (идентификатора) и его определения. В противоположность существующей законотворческий практике в первую очередь формируется представление о понятии, затем определение (вербальное описание) понятия, а затем уже этому описанию подбирается (назначается, изобретается) наиболее соответствующий термин. Как показывает нормотворческая практика, например, бывшего МЗСР, - сначала формируется термин, потом дается его более-менее подходящее, но ОБЯЗАТЕЛЬНО - мутное, определение. А что стоит за этим определением - каждый гадает в меру своего интеллектуального и/или административного уровня.Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения должны быть однозначными и свободными от средств выразительности, акцентов, эпитетов, метафор и пр. украшений литературного языка. Понятийный аппарат – фундамент любой научной, предметной области, сферы деятельности, в связи с чем формирование понятийного аппарата это удел ученых высшей научной квалификации, как специалистов в данной области, так и ученых философов, специалистов в области концептуального проектирования. Что будет, если доверить формирование понятий выпускникам ПТУ или ИТУ? Будем жить без "понятий", но "по понятиям"? Ну так и живем же...





Количество пользователей, прочитавших эту тему: 1

Пользователей онлайн: 48 (за последние 15 минут)

1 пользователей, 47 гостей, 0 анонимных   (Полный список)


ЕленаН

Заказ рекламы на СЭОТ
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru