Перейти к содержимому


Фотография
* * * * * 3 Голосов

РОСАККРЕДИТАЦИЯ. Новости, события, проекты

Росаккредитация

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2182

#2101 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 22.04.2018 - 17:47


Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за март 2018 года

22.04.2018

В марте Федеральной службой по аккредитации проведено 157 проверок деятельности аккредитованных лиц:

  • 114 в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок устранены нарушения в  93% случаев;
  • 4 во исполнение поручения Правительства Российской Федерации;
  • 19 на основании систематического наблюдения за деятельностью аккредитованных лиц и обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации;
  • 20 в рамках оценки выполнения ранее выданных Службой предписаний.

По результатам проверок выявлены нарушения в деятельности 20 аккредитованных лиц и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

По фактам нарушений, выявленных в ходе проведения проверочных мероприятий, приняты решения о приостановлении действия аккредитации 12 аккредитованных лиц: 2 органов по сертификации, 8 испытательных лабораторий, 2 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.

Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных органами по сертификации:

  • несоблюдение в процессе деятельности требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия (ООО «Сертификация продукции «СТАНДАРТ-ТЕСТ»);
  • отсутствие в органе по сертификации компетентного персонала, который отвечает требованиям пункта 9 Критериев аккредитации (ООО «Сертификация продукции «СТАНДАРТ-ТЕСТ»).

Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных испытательными лабораториями:

  • частичное отсутствие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации испытательного оборудования, средств измерений для проведения испытаний согласно утвержденной области аккредитации (ООО «НПО «ВитроПак»);
  • осуществление деятельности аккредитованным лицом по адресу, не содержащемуся в реестре аккредитованных лиц (ООО «НПО «ВитроПак»);
  • частичное отсутствие по месту (местам) осуществления деятельности испытательного оборудования и помещения для проведения испытаний согласно утвержденной области аккредитации (Некоммерческая организация Межотраслевой фонд «Поддержка технических инициатив автовладельцев»);
  • отсутствие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений (ООО «Прометей»);
  • несоблюдение аккредитованным лицом требований методик измерений (ООО «Прометей»).

Прекращено действие аккредитации 7 организаций:

  • 5 в связи с неисполнением ранее выданного предписания (органа по сертификации ООО «ГРОСТЕСТ» – RA.RU.11ГР01, 2 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, ООО «Западно-Сибирские Инженерные Сети» – RA.RU.311928, ООО «Акватехник» – РОСС RU.0001.310308, двух организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы,  ООО «Экспертиза проектов» – РОСС RU.0001.610098,  ООО «Промышленная сервисная корпорация» – РОСС RU.0001.610209;
  • 2 в связи с неустранением несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности.

За отчетный период вынесен 31 судебный акт о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Также решением арбитражного суда первой инстанции Общество с ограниченной ответственностью «СоюзТест» (переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «СИГМА») привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55 600 000 (пятьдесят пять миллионов шестьсот тысяч) рублей.

Решением арбитражного суда первой инстанции Общество с ограниченной ответственностью «Центр сертификации продукции и испытаний» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 54 000 000 (пятьдесят четыре миллиона) рублей.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции  об отказе в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ПИРОТЭКС» о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы по аккредитации упущенной выгоды в размере 6 900 368 (шесть миллионов девятьсот тысяч триста шестьдесят восемь) рублей.

По результатам проведенной проверки в отношении ООО «НПО «ВитроПак» установлены факты выдачи аккредитованным лицом протоколов испытаний со ссылкой на аккредитацию за пределами места осуществления деятельности. А именно ООО «НПО «ВитроПак» посредством ФГИС направил в Росаккредитацию сведения о выдачи от 01.03.2018 более 133 протоколов испытаний  по заявлениям аккредитованных органов по сертификации и иных юридических лиц,  однако в ходе проведения мероприятий по государственному контролю за деятельностью испытательной лаборатории ООО «НПО «ВитроПак» было установлено отсутствие 01.03.2018 сотрудников лаборатории по адресу, указанному  в реестре аккредитованных лиц.

Обращаем внимание, что установленные факты частичного отсутствия у испытательной лаборатории ООО «НПО «ВитроПак» оборудования, необходимого для проведения испытаний в утвержденной области аккредитации, выдача протоколов испытаний за пределами места осуществления деятельности свидетельствует о нарушении в части проведения работ по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), а продукция, сопровождаемая такими сертификатами соответствия, является потенциально опасной и может причинить вред жизни, здоровью граждан, в том числе вводит в заблуждение потребителей.

Органами по сертификации, взаимодействовавшими для целей подтверждения соответствия продукции с испытательной лабораторией ООО «НПО «ВитроПак» явились: ООО «Центр сертификации», ООО «Орган по сертификации «КРОНОС», ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОЖ-АУДИТ», ООО «ПРОФСЕРТ», ООО «Международная сертификационная компания таможенного союза», и др.

Заявителями в испытательной лаборатории ООО «НПО «ВитроПак», в том числе, явились ООО «Дельта», ООО «ВЕКТОР-М», ООО «ГИДРОАГРЕГАТ», ООО «Энсто Рус», ООО  «Директ Трейд», ООО «МИКОН ТРЕЙДИНГ», ООО «Глобо РУС» и др.

Со сведениями о выданных сертификатах соответствия, а также о заявителях, органах по сертификации взаимодействовавших с испытательной лабораторией ООО «НПО «ВитроПак» с целью подтверждения соответствия продукции можно ознакомиться ниже.

http://fsa.gov.ru/ne...ex/show_id/2152


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2102 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 25.04.2018 - 19:34


Сертификатам возвращают репутацию

25.04.2018

Итоги деятельности Росаккредитации в 2017 году и планы развития на 2018 год накануне подвели на коллегии ведомства. Помимо дальнейшего расширения международного сотрудничества и поддержки экспортеров служба планирует сосредоточиться на очистке рынка от недобросовестных игроков, внедрении «умного контроля» и цифровизации.

По словам главы Минэкономики Максима Орешкина, национальная система аккредитации за семь лет была создана практически с нуля. «Не было речи о том, чтобы залатать какие-то дыры, это комплексное изменение нормативной системы», – отметил он. Одним из главных итогов работы службы министр назвал уменьшение доли дешевой некачественной продукции из-за рубежа, произведенной с нарушениями требований, и уход от монополизма на рынке услуг оценки соответствия. В то же время задача зачистки рынка от недобросовестных игроков пока не решена. За пять лет количество органов по сертификации сократилось на 40%, а испытательных лабораторий – на 35%, но только в 2017 году и в первом квартале 2018 года в результате контрольных мероприятий отменены 2,5 тыс. сертификатов.

По словам главы Росаккредитации Алексея Херсонцева, из 1047 действующих органов по сертификации 695 включены в реестры ЕАЭС, но лишь 51% из них действительно выдает сертификаты, остальные являются «спящими» или заточены под регистрацию деклараций. По мнению господина Херсонцева, нужно ограничить деятельность этих организаций только сертификацией, выводя декларирование за ее рамки, и ужесточать критерии аккредитации, чтобы исключить получение ее «про запас».

Одним из ключевых событий 2017 года было названо присоединение Росаккредитации к договоренности о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), облегчающее экспортерам продвижение товаров на зарубежных рынках (см. “Ъ” от 1 ноября 2017 года). Как отметил Алексей Херсонцев, работа ведомства с Российским экспортным центром помогла сформулировать повестку в этом направлении. Дальнейшие планы Росаккредитации предусматривают, в частности, работу с Международным форумом аккредитации халяльной продукции (IHAF) и Центром аккредитации стран Персидского залива (GAC) для продвижения российской сельхозпродукции на арабские рынки. Кроме того, приоритетный проект правительства «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» предполагает создание координационного центра по реализации принципов GLP (стандарт надлежащей деятельности лабораторий) в сотрудничестве с ОЭСР. Подтверждение статуса лабораторий РФ (сейчас таких три) органами аккредитации стран ОЭСР позволяет им получать заказы из-за рубежа. В рамках ЕАЭС сотрудничеству должно способствовать создание совета руководителей органов по сертификации союза – решение уже принято советом ЕЭК.

Повысить эффективность работы службы в 2018 году должно внедрение риск-ориентированного подхода – это позволит перейти от тотальных проверок к работе в зонах максимального риска. При этом, по словам Максима Орешкина, Росаккредитация – один из «первопроходцев» реформы контроля и надзора, первой из органов власти она вскоре внедрит индикаторы риска, утвержденные Минэкономики. В рамках «умного контроля» будет расширена и профилактика, включая уведомление участников рынка (в первую очередь торговых сетей) о репутационных рисках при сотрудничестве с недобросовестными лабораториями.

По словам господина Херсонцева, приоритетами в 2018 году будут переход на полностью электронное взаимодействие с участниками рынка, запуск реестра решений об аккредитации (отказ от бумажных аттестатов), внедрение программ двойной сертификации для экспорта и переход к перечням критических несоответствий. Кроме того, отметил глава Росаккредитации, есть ряд сложных решений, которых в ведомстве «побаиваются, но которые надо просто взять и принять», – это создание реестра иностранных изготовителей (куда они будут сами вносить сведения об уполномоченных представителях в РФ) и реестра экспертов по сертификации (откуда они будут исключаться за «любые девиантные действия»), а также общее ужесточение критериев аккредитации – укрупнение лабораторий, создание специализированных пулов и повышение прослеживаемости.

Источник http://fsa.gov.ru/ne...ss/show_id/2153


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2103 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 25.04.2018 - 22:21

В России может появиться еще один реестр – импортеров электроники, игрушек, машин, одежды, мебели и другой продукции, которая должна проходить лабораторные испытания на безопасность и получать сертификаты перед продажей.

С таким предложением выступил глава Росаккредитации Алексей Херсонцев на коллегии ведомства. В новом реестре изготовителям предстоит зарегистрировать своих полномочных представителей в России, только они смогут подавать заявки на сертификат либо декларацию о соответствии. Смысл в том, чтобы импортер был заинтересован в добросовестной сертификации своей продукции на российском рынке и нес свою долю ответственности, пояснили «РГ» в Росаккредитации.

«Нам не удалось убедить в этом коллег по Евразийскому экономическому союзу, но юридически это возможно сделать на национальном уровне», – сказал Херсонцев. Он рассчитывает на поддержку этих предложений в правительстве со стороны минэкономразвития и минпромторга.

По данным реестров Росаккредитации, подавляющее большинство (свыше 81 процента) сертификатов выдается на импортную продукцию. В основном это товары из Китая (39,3 процента), Италии (8,8), Германии (7,8), США (4,1) и Турции (3 процента). При этом на покупку «липовых» сертификатов поставщики идут не столько оттого, что завозят заведомо опасный товар, не соответствующий нашим обязательным требованиям, сколько из-за нежелания связываться с длительными процедурами оценки соответствия.

Алексей Херсонцев назвал еще три «сложных решения, которые все равно придется принимать», чтобы снизить количество «липовых» сертификатов.

«Свыше 80 процентов сертификатов о безопасности оформляется на импорт, в основном из Китая».

Первое – ввести реестр экспертов по сертификации и исключать из него навсегда за факты недобросовестного поведения (законопроект об этом был принят в первом чтении, но полтора года остается без движения.). Цель –создать на рынке дефицит специалистов, готовых подписываться под незаконно сертифицируемой продукцией. Сейчас эксперты, выпустившие несколько тысяч «липовых» сертификатов, не видят особых рисков для себя.

Второе – исключить органы по сертификации из процесса регистрации деклараций. Это сократит число участников сферы сертификации на 150-200 организаций.

Третье – ужесточить критерии аккредитации, в частности, в обязательной сфере сертификации ограничить работу экспертов по совместительству.

Текст: Игорь Зубков

// Российская газета - Федеральный выпуск №7551 (88)


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2104 ОФФЛАЙН   Светлов

Светлов

    Титулярный советник


  • Титулярный советник
    • ID: 1 828
  • 363 сообщений
    • Онлайн: 2д 16ч 19м 14с
  • 61 спасибо
  • 379 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 26.04.2018 - 06:46

В перечисленных "раз, два, три" заменить "органы по сертификации" на слова "испытательные лаборатории" - обрисуется наша ближайшая перспектива.



#2105 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 26.04.2018 - 09:14

Открыто уже пишут о перспективах

По словам господина Херсонцева, приоритетами в 2018 году будут переход на полностью электронное взаимодействие с участниками рынка, запуск реестра решений об аккредитации (отказ от бумажных аттестатов), внедрение программ двойной сертификации для экспорта и переход к перечням критических несоответствий. Кроме того, отметил глава Росаккредитации, есть ряд сложных решений, которых в ведомстве «побаиваются, но которые надо просто взять и принять», – это создание реестра иностранных изготовителей (куда они будут сами вносить сведения об уполномоченных представителях в РФ) и реестра экспертов по сертификации (откуда они будут исключаться за «любые девиантные действия»), а также общее ужесточение критериев аккредитации – укрупнение лабораторий, создание специализированных пулов и повышение прослеживаемости. Источник http://fsa.gov.ru/ne...ss/show_id/2153

НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2106 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 26.04.2018 - 17:46


О результатах предоставления государственных услуг в первом квартале 2018 года

26.04.2018

В первом квартале 2018 г. Службой завершено более 5000 государственных услуг, в том числе 1613 государственных услуг с привлечением экспертов по аккредитации и технических экспертов:

  • 542 – по аккредитации (изменению места осуществления деятельности, расширению области аккредитации), из которых 422 относится к области оценки соответствия, 120 – к области обеспечения единства измерений;
  • 1071 – по подтверждению компетентности, из которых 826 относится к области оценки соответствия, 245 – к области обеспечения единства измерений.

По результатам оказания 15 % государственных услуг по аккредитации приняты отрицательные решения. По результатам прохождения процедуры подтверждения компетентности приостановлено действие аккредитации 262 аккредитованных лиц, что составило 28 % от общего количества предоставленных государственных услуг данного типа.

В связи с отзывом заявлений завершено 8 % государственных услуг, 5 % завершены отказом в связи с отсутствием документов о получении необходимых и обязательных услуг.

За отчетный период Службой также предоставлено более 3500 государственных услуг без участия экспертов по аккредитации и технических экспертов:

  • 404 по внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц;
  • 149 по включению сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
  • 191 по выдаче бланков сертификатов соответствия;
  • 270 по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, внесению изменений в сведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предоставлению сведений из указанного реестра, а также по аннулированию свидетельства об аккредитации и выдаче дубликата свидетельства об аккредитации;
  • 540 по прекращению действия деклараций о соответствии;
  • 229 по аттестации экспертов по аккредитации, включению сведений в реестр технических экспертов и реестр экспертных организаций;
  • 1718 по сокращению области аккредитации, прекращению действия аккредитации и выдаче аттестата аккредитации, дубликата аттестата аккредитации.

По итогам первого квартала текущего г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. отмечен общий рост количества поступивших заявлений о предоставлении государственных услуг на 6 %. Количество заявлений о предоставлении государственных услуг по аккредитации (изменению места осуществления деятельности, расширению области аккредитации) и по подтверждению компетентности выросло на 18 %.

В рамках работы с экспертным сообществом в отчетный период аттестовано 5 экспертов по аккредитации. На 31.03.2018 реестр содержал сведения о 314 экспертах по аккредитации (действие аттестации 8 из них приостановлено).

В целях рассмотрения вопросов по государственным услугам и оценки деятельности экспертов по аккредитации активно проводилась работа по анализу результатов деятельности экспертных групп. В связи с нарушением законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации прекращено действие аттестации 3 экспертов по аккредитации.

В рамках осуществления полномочий по проведению признания и оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики (GLP) в первом квартале 2018 г. Росаккредитацией завершены 2 государственные услуги (по проведению предварительной инспекции и по оценке соответствия), проведено 3 инспекции. По состоянию на 31.03.2018 в реестре содержатся сведения о 11 российских испытательных лабораториях, прошедших оценку соответствия принципам GLP в национальной системе аккредитации.

http://fsa.gov.ru/ne...ex/show_id/2159


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2107 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 27.04.2018 - 07:35

24 апреля прошло заседание коллегии Федеральной службы по аккредитации, посвященное итогам деятельности Службы за 2017 г. и задачам на 2018 г. и среднесрочную перспективу. В мероприятии приняли участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, заместитель Министра экономического развития Савва Шипов, председатель Общественного совета при Росаккредитации Владимир Саламатов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, начальник Экспертного управления Президента РФ Владимир Симоненко, директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Надежда Машкова, директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России Оксана Мезенцева, руководитель Роскачества Максим Протасов, заместители руководителя Росстандарта Сергей Голубев и Алексей Кулешов, заместитель руководителя Казначейства России Антон Дубовик.

На мероприятии также присутствовали председатель Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Асламбек Аслаханов, директор республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный центр аккредитации» Татьяна Николаева, представители МВД России, ФТС России, Россвязи, Госкорпорации «Росатом», Счетной палаты РФ, Евразийской экономической комиссии, постоянных комитетов и рабочих групп при Общественном совете при Росаккредитации, бизнес-ассоциаций.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, открывая заседание, рассказал о важной роли Службы в поддержке экспортеров, борьбе с контрафактом и создании прозрачной системы оценки соответствия. Главными задачами Росаккредитации на ближайший год министр определил развитие двустороннего сотрудничества и обеспечение международного признания российских сертификатов для поддержки экспорта.

Ключевым событием 2017 г. министр назвал присоединение  Росаккредитации к Договоренности о взаимном признании ILAC, что позволяет обеспечить признание российских протоколов испытаний при экспорте. Другими важными достижениями в поддержке экспорта стали включение Росаккредитации в приоритетный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и запуск совместного проекта с ОЭСР в части надлежащей лабораторной практики.

За 7 лет реформирования системы аккредитации в стране Минэкономразвития практически с нуля создало нормативную базу, которая комплексно регулирует эту сферу, с рынка услуг по оценке соответствия удалось удалить большое количество недобросовестных участников – за  5 лет количество органов по сертификации сократилось на 40%, испытательных лабораторий – на 35%. «Только в 2017 – первом квартале 2018 г. в результате контрольных мероприятий аккредитованными лицами было отменено 2,5 тысячи сертификатов», – отметил Максим Орешкин.

Министр подчеркнул, что серьезно повысить эффективность работы в этом направлении позволит внедрение риск-ориентированного подхода, который дает возможность отказаться от тотальных проверок и сосредоточиться на зонах высокого риска. В ближайшее время вступят в силу утвержденные Минэкономразвития индикаторы риска нарушения обязательных требований. Они будут впервые внедряться именно в работе Росаккредитации.

В числе приоритетных направлений работы  министр обозначил борьбу с недобросовестными участниками рынка и изменение модели работы Росаккредитации, в том числе совершенствование правовых основ и внедрение в работу новых технологий.

Руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев отметил, что все успехи Службы в 2017 г. базируются на фундаменте, который закладывался в предыдущие годы. Возвращаясь к вопросам международного сотрудничества, озвученным министром, глава Росаккредитации отметил, что в планах Службы также работа с Международным форумом аккредитации халяльной продукции (IHAF) и Центром аккредитации стран Персидского залива (GAC) для продвижения российской сельхозпродукции на арабские рынки. Рассказал о том, что представляла национальная система аккредитации на конец 2017 г.

Основные её участники – 1047 органов по сертификации и 6577 испытательных лабораторий. «В этой сфере, по данным нашей информационной системы, занято порядка 60 тыс. человек», – отметил руководитель Службы. И отметил, что только половина из 695 органов по сертификации, имеющих право работать в обязательной сфере, в 2017 г. занималась сертификацией. Остальные либо только регистрировали декларации, либо были так называемыми «спящими», не работали. Глава ведомства подчеркнул, такая практика должна быть изменена: статус органа по сертификации должен предоставляться только тем организациям, которые занимаются сертификацией, при этом отсутствие работ в данной сфере в течение определенного периода должно влечь за собой прекращение аккредитации.

Объем сертификации продукции в обязательной сфере за прошедший год увеличился на 15%, а декларирования –на 10% по сравнению с 2016 г. Отмечен рост числа органов инспекций и провайдеров МСИ – это перспективные сферы. В отчетном году государственный реестр GLP лабораторий пополнился двумя новыми лабораториями – теперь в России 11 лабораторий, подтвердивших соответствие принципам надлежащей лабораторной практики ОЭСР, три из них получили международное признание соответствия принципам GLP по итогам оценки Словацкой национальной службой по аккредитации (SNAS). По инициативе Российской стороны Советом ЕЭК принято решение о создании рабочей группы по GLP на площадке Евразийской экономической комиссии.

Важным является направление работы Службы по развитию стандартизации в области оценки соответствия. Расширено представительство Росаккредитации в Комитете по подтверждению соответствия Международной организации по стандартизации – в 2017 г. представители Росаккредитации на постоянной основе участвовали в работе трех подкомитетов и трех рабочих групп по разработке новых редакций стандартов ISO/IEC 17000.

В 2017 г. выпущены знаковые для сферы аккредитации нормативные документы, в том числе постановление Правительства РФ №360, которым Минэкономразвития России апробирует новые институты, продвигаемые применительно ко всей реформе контрольно-надзорной сферы в стране. Руководитель Росаккредитации отдельно поблагодарил коллег из Евразийской экономической комиссии за плодотворную совместную работу – принят обновленный порядок ведения реестра сертификатов и деклараций, а также новые правила регистрации деклараций.

В работе Службы в 2017 г. был сделан фокус на изменение подходов при работе со средой. Глава ведомства провел две встречи с ключевыми участниками рынка оценке соответствия, по итогам которых, в том числе, активизировалась работа специальных отраслевых рабочих групп при Общественном совете при Росаккредитации. В рамках 12 таких групп сотрудники Службы вместе с представителями отраслевых производителей,  органов по сертификации и испытательных лабораторий, другими заинтересованными лицами, рассматривают проблемы в конкретной сфере, обсуждают результаты мониторинга рынка, выявляют недобросовестные практики.

Алексей Херсонцев дал высокую оценку результатам такого сотрудничества с Алюминиевой ассоциацией. По данным самой Ассоциации, за  год удалось серьезно улучшить состояние рынка подтверждения соответствия алюминиевых колес. Также отметил плодотворное взаимодействие по этой же теме с АНО «Российская система качества» в части организации контрольных закупок продукции по специальным профилям риска для проведения исследований на безопасность автомобильных дисков. Результаты исследований, проведенных Роскачеством, послужат доказательной базой для правоохранительных органов при рассмотрении нарушений в деятельности конкретных участников сферы оценки соответствия.

Повышение интенсивности работы Общественного совета и его структурных подразделений потребовало от Службы внедрения более эффективных инструментов коммуникаций с участниками. Для этого в конце 2017 г. была запущена в эксплуатацию специальная интерактивная среда – PROFSA, в которой реализовано 45 проектов при участии более 440 внешних экспертов из различных отраслей.

С отчетом о деятельности Федеральной службы по аккредитации по предоставлению в 2017 г. государственных услуг выступил заместитель руководителя ведомства Александр Литвак.

Доклад Федеральной службы по аккредитации по осуществлению в 2017 г. государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц сделал заместитель руководителя Росаккредитации Сергей Мигин.

Доклад на тему информатизации национальной системы аккредитации в 2017 г. сделал заместитель руководителя Росаккредитации Олег Мальцев.

Одним из ключевых проектов в области информатизации стало создание интерактивного Конфигуратора областей аккредитации, который реализуется в рамках глобальной модернизации ФГИС Росаккредитации. Инструменты для оформления электронных областей аккредитации разработаны с учетом особенностей каждого типа аккредитованных лиц. А переход на электронные области аккредитации открывает новые возможности для производителей и поставщиков продукции ЕАЭС, Росаккредитации, органов надзора за продукцией на рынке.

Важность работы по внедрению новых подходов в работе Росаккредитации как органа власти, в том числе имеющего ограниченные ресурсы, подчеркнул заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов.

По его мнению, внедрение новых технологий и решений, позволяющих оптимизировать деятельность Службы, уже дают свои результаты – об этом свидетельствуют положительные показатели по всем ключевым направлениям деятельности Службы в 2017 г., в сфере государственного контроля и услуг, Росаккредитация участвует в пилотном проекте по передаче Федеральному казначейству функций ведения бухгалтерской отчетности, будет первой среди федеральных органов власти внедрять риск-ориентированных подход по внеплановым проверкам. «То, что вы сейчас находите новые решения,  открывает новую страницу не только в истории Службы, но и в целом новую страницу в том, как должны работать федеральные органы исполнительной власти», – отметил Савва Шипов.

В  обсуждении озвученных в докладе Федеральной службы по аккредитации приоритетов деятельности также приняли участие:

  • председатель Общественного совета при Росаккредитации Владимир Саламатов,
  • заместитель руководителя Казначейства России Антон Дубовик,
  • руководитель АНО «Российская система качества» Максим Протасов,
  • председатель Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Асламбек Аслаханов. 

На заседании отчетной коллегии Службы за 2017 г. прошла церемония награждения сотрудников Федеральной службы по аккредитации Благодарностью Министра экономического развития  РФ за реализацию поручений по обеспечению международного признания российской системы аккредитации, а также за участие во внедрении проектного (программного) подхода в Минэкономразвития России и подведомственных службах и агентстве.

 

Коллеги, предлагаю переход по ссылке http://fsa.gov.ru/ne...ex/show_id/2161

Уверена, Вам будет интересно.


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2108 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 03.05.2018 - 16:48


Материалы методического совещания c экспертами по аккредитации

03.05.2018

27 апреля под председательством руководителя Росаккредитации Алексея Херсонцева состоялось совещание по вопросам методического обеспечения взаимодействия Службы и экспертов по аккредитации. В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Службы Александр Литвак, начальник Управления аккредитации Росаккредитации Дмитрий Макаренко, начальник отдела аккредитации и подтверждения компетентности в области обеспечения единства измерений Управления аккредитации Егор Пилюгин и другие сотрудники центрального аппарата ведомства, его территориальных управлений, 60 экспертов по аккредитации от 30 экспертных организаций, а также руководитель недавно созданной рабочей группы по вопросам деятельности экспертов по аккредитации при Общественном совете при Росаккредитации Ксения Иванова.

Представители Росаккредитации выступили с докладами по актуальным темам взаимодействия Службы и экспертов по аккредитации, в том числе об организационных вопросах взаимодействия с экспертами и экспертными организациями, а также вопросам, возникающим в ходе предоставления государственных услуг, методическим аспектам оценки соответствия заявителей и аккредитованных лиц отдельным критериям аккредитации. Заместитель генерального директора Национального института аккредитации Ксения Иванова рассказала о целях создания рабочей группы по вопросам деятельности экспертов по аккредитации при Общественном совете, первоочередных задачах в её работе и объявила о планах провести первое заседание рабочей группы в мае-июне 2018 г.

Ниже представлены презентации докладов участников совещания


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


Благодарность от 1 участник
Очкарик

#2109 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 04.05.2018 - 05:15


Разъяснение Росаккредитации о применении нормативных и методических документов

03.05.2018

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2018 г. № 01/4569-2018-23 Росаккредитацией подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда отмененных и принятых нормативных и методических документов, применение которых может осуществляться без повышения квалификации работников аккредитованных лиц, без оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений.

Разъяснение №8 о применении нормативных и методических документов опубликовано в соответствующем разделе сайта Службы.

http://fsa.gov.ru/ne...nt/show_id/2167

Наш ГН 2.2.5. 3532 (взамен 1313) в это разъяснение не вошел, но я сегодня написала письмо в ФСА, где обратила на это внимание, особо подчеркнув, что упомянутый ГН вводится в действие с сегодняшнего дня.

Прикрепленные файлы


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


Благодарность от 12 участника(ов)
Алексей Шевченко , Соратник , gefest , Богданович Александр , Очкарик , Дениз , EUGEN , Aleks z , Артём62 , Romanus Romanum , andrewgis , Dara

#2110 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 12.05.2018 - 10:45

Состоялось первое заседание технического комитета по стандартизации «Оценка соответствия»

11.05.2018

Первое заседание технического комитета по стандартизации «Оценка соответствия» (ТК 079), созданного по Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.11.2017 № 253826, прошло при участии руководителя Росаккредитации Алексея Херсонцева. В соответствии с Приказом ведение дел секретариата возложено на Национальный институт аккредитации Росаккредитации, в работе комитета примут участие представители 39 организаций, председателем ТК 079 назначена вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

В приветственной речи руководитель Федеральной службы по аккредитации выразил благодарность главе Росстандарта Алексею Абрамову и его заместителю Антону Шалаеву за решение о возобновлении работы ТК 079 в формате, предложенном Росаккредитацией. Алексей Херсонцев подчеркнул, что это открывает новые возможности для продвижения стандартизации в области оценки соответствия и улучшения возможностей использования оценочных мероприятий и их контроля.

Говоря о приоритетах в работе технического комитета, глава Росаккредитации сообщил, что ожидает от ТК 079 оперативной и слаженной работы с рядом задач по развитию документов по стандартизации в области подтверждения соответствия в русле мировых тенденций, «в тренде того, что делает ISO», а также повышения прозрачности и оперативности планирования работ по стандартизации, в том числе с учетом меняющейся экономической ситуации в стране.

«Мы все понимаем, что 2025 год – новый горизонт. В 2025 году экономика и формат товарообмена будут совсем другими. Поскольку подтверждение соответствия  напрямую связано с тем, как выглядит обмен товарами в реальном мире, если изменится экономический базис, сама технология этих отношений, очевидно, что и нашу сферу ждут изменения», – подчеркнул руководитель ведомства и призвал участников комитета выстраивать работу сразу с учетом новых вызовов, идти по пути проектирования решений, которые могут быть в скором времени реализованы.

С докладом о результатах совместной работы организаций-членов ТК 079 и общих вопросах по ГОСТ ISO/IEC 17011 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», а также об организации перевода международного стандарта ISO/IEC 17000 Conformity assessment – Vocabulary and general principles («Оценка соответствия. Словарь и общие принципы») выступил заместитель руководителя Росаккредитации Сергей Мигин.

О ходе подготовки официального перевода стандарта ISO/IEC 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» участникам заседания доложила генеральный директор Национального института аккредитации Ольга Никитина.

Председатель технического комитета Марина Блудян рассказала о планах работы, отметив, что от членов ТК 079 ждут активной и профессиональной поддержки в подготовке и оценке документов по стандартизации в области подтверждения соответствия. Было высказано предложение о введении рейтинга членов ТК 079 в зависимости от полноты и активности участия в деятельности комитета, электронной площадкой для работы которой стала коммуникационная среда Росаккредитации PROFSA.

В ходе заседания проведены голосования о внесении изменений в структуру технического комитета, об исключении организаций из членов ТК 079 в связи с непредставлением сведений, о включении в состав ТК 079 новых членов. Из 6 организаций, подавших заявление о вступлении в члены ТК 079, решение о принятии путем закрытого голосования принято в отношении двух организаций.

По итогам заседания от 26 апреля 2018 г. составлен протокол, на основании которого в Росстандарт секретариатом ТК 079 будут направлены предложения о внесении изменений в Приказ от 20.11.2017 № 2538.

Источник http://fsa.gov.ru/ne...ex/show_id/2182

PS. Коллеги, всех нас очень беспокоит необходимость перехода на новую версию 17025 при отсутствии "русской" версии, поэтому, выделив цветом часть сообщения, привлекаю Ваше внимание на то, что сообщение о переводе делала Никитина О.В.

Именно о переводе, а не об идентичном стандарте России, который должен бы готовить именно ТК 079.


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2111 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 10:56

Федеральная служба по аккредитации информирует о вступлении в силу с 16 мая 2018 г. приказа Минэкономразвития России от 28 августа 2017 г. № 437 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами» (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2018 г., регистрационный № 50366).

Принятие данного приказа Минэкономразвития России позволяет Росаккредитации одной из первых среди федеральных органов исполнительной власти полностью перейти на применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Ранее Министр экономического развития РФ Максим Орешкин отмечал, что утвержденные Минэкономразвития индикаторы риска нарушения обязательных требований будут впервые внедряться именно в работе Росаккредитации.

В соответствии с приказом, основанием проведения Росаккредитацией мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами является выявление Росаккредитацией при проведении мероприятий без взаимодействия с аккредитованными лицами одного из индикаторов риска.

Необходимо отметить, что большинство критериев, включенных в индикаторы риска, ранее использовались Росаккредитацией при организации работы в рамках правительственных поручений по государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц.

Применение элементов так называемого «умного контроля» способствует оптимальному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, а также сводит к нулю необоснованные проверки.

Вместе с тем, индикаторы риска, наряду с такими ранее внедренными в деятельности Росаккредитации инструментами, как предварительная проверка, проведение мероприятий без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование, направление предостережения – позволяют точечно и практически безошибочно реагировать на противоправное поведение.

Ознакомиться с приказом можно в разделе Приказы Минэкономразвития России.

Прикрепленные файлы


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


Благодарность от 1 участник
Walt Disney

#2112 ОФФЛАЙН   Walt Disney

Walt Disney

    Титулярный советник


  • Коллежский асессор
    • ID: 5 733
  • 465 сообщений
    • Онлайн: 7д 15ч 16м 12с
  • 112 спасибо
  • 770 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 11:06

Федеральная служба по аккредитации информирует о вступлении в силу с 16 мая 2018 г. приказа Минэкономразвития России от 28 августа 2017 г. № 437 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами» (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2018 г., регистрационный № 50366).

Это в дополнение к подтверждению компетенции нас хотят осчастливить? Или взамен? 



#2113 ОФФЛАЙН   avsha

avsha

    Титулярный советник


  • Титулярный советник
    • ID: 7 151
  • 474 сообщений
    • Онлайн: 61д 3ч 43м 23с
  • 67 спасибо
  • 533 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 12:44

Это в дополнение к подтверждению компетенции нас хотят осчастливить? Или взамен? 
 

Это в качестве профилактики.

Если будет выявлен хоть один фактор риска, то РА может назначит внеплановую проверку.

 

Вызывает сомнение фактор по внесению данных по протоколам во ФГИС. Ну не вносит ИЛ протоколы в течение 3 месяцев, и что? Может организация в реестр Минтруда не может войти?



#2114 ОФФЛАЙН   besprosvetny

besprosvetny

    Коллежский секретарь


  • Коллежский секретарь
    • ID: 8 095
  • 152 сообщений
    • Онлайн: 20д 5ч 20м 18с
  • 43 спасибо
  • 240 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 13:00

2.3. Двукратный и более рост количества выданных аккредитованным в национальной системе аккредитации лицом (далее - аккредитованное лицо) сертификатов соответствия или протоколов исследований (испытаний) и измерений, либо свидетельств о поверке средств ....

Интересно, если предположить, что мы выдали за февраль 2017 месяц 20 протоколов (5 крупных объектов по 4 протокола (шум, осв, вибр, врз)), а в феврале 2018 года 50 протоколов, много мелких объектов по 2-5 рабочих мест. И что нарушение????



#2115 ОФФЛАЙН   gefest

gefest


  • Тайный советник
    • ID: 175
  • 1 199 сообщений
    • Онлайн: 32д 20ч 11м 21с
  • 577 спасибо
  • 1 540 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 13:16

Как все не продумано.


Спешите делать добрые дела, Вам это обязательно зачтется...и словно оттолкнувшись от стекла к Вам ваша доброта вернется!

#2116 ОФФЛАЙН   Светлов

Светлов

    Титулярный советник


  • Титулярный советник
    • ID: 1 828
  • 363 сообщений
    • Онлайн: 2д 16ч 19м 14с
  • 61 спасибо
  • 379 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 14:32

Как все не продумано.

Как всё надумано!



#2117 ОФФЛАЙН   Богданович Александр

Богданович Александр

    Статский советник


  • Тайный советник
    • ID: 1 068
  • 1 631 сообщений
    • Онлайн: 98д 21ч 52м 26с
  • 938 спасибо
  • 2 033 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 16.05.2018 - 19:35

Как все не продумано.

В отличие от МТ РА обладает умом и сообразительностью. Даже если включили какой-то лишний критерий, поработают разберутся.

Опять же это один из критериев... и даже если и проверят, а вы докажете и объясните ничего не будет плохого.

Количество протоколов это конечно плавающий - спорный показатель, но если его включили в зону риска, значит есть какой-то негативный опыт.

Повторю что РА совершенствует свою систему на основе практического опыта, в отличие от МТ к сожалению...



#2118 ОФФЛАЙН   Елена111

Елена111

    Корабельный секретарь


  • Корабельный секретарь
    • ID: 9 304
  • 51 сообщений
    • Онлайн: 5д 5ч 2м 36с
  • 6 спасибо
  • 51 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 17.05.2018 - 12:41

Это не совершенствование системы, это измывательство какое-то, ну больше в 2 раза у нас протоколов, например, в марте чем в феврале, ну и что в марте были договора, заявки, в феврале - нет и что? Ну больше мы в 2 раза сделали, чем аналогичная лаборатория, и что? У нас есть заявки, у них - нет. Что доказывают эти "продуманные" индикаторы. Зачем нам еще дополнительные проверки?!?! Работать такими темпами когда? Только и заниматься проверками? Не понимаю, почему мы должны оправдываться за ход текущей работы? Что мы нарушили? На основании чего установлены именно такие "продуманные" индикаторы? Почему мы должны доказывать, что ничего не нарушали, а просто работаем?  Далее - что за мероприятия по государственному контролю без взаимодействия с нами? Что эта фраза подразумевает? Выездная экспертиза? - но это взаимодействие, документарная проверка? - но это тоже взаимодействие. По 412-ФЗ (статья 27) есть 3 основания для госконтроля (информация о фактах нарушения законодательства, информация о фактах несоответствия, отчет об устранении несоответствий). Никаких индикаторов в статье нет, т.е. этот приказ противоречит 412-ФЗ или я чего-то не понимаю? Поясните, пожалуйста!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



#2119 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 17.05.2018 - 16:11

Разъяснение Росаккредитации о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих


17.05.2018

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений (межгосударственные и национальные стандарты, СанПиНы, ПНД Ф, МУК, МР и др.) (далее – нормативные документы), Росаккредитация информирует о следующем.

1. В случае указания в преамбуле новой версии нормативного документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии и при условии отсутствия необходимости в дополнительном оснащении испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, повышении квалификации работников, допускается проведение аккредитованными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям нормативных документов без расширения области аккредитации, при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», если иное не определено решением рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц.

Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Обращаем внимание, что к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица согласно приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» прикладывается актуализированная область аккредитации.

2. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ранее действующими версиями нормативных документов, включенных в утвержденную область аккредитации. При этом основания, случаи и процедуры использования ранее действующих версий таких нормативных документов должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.

3. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.

4. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).

Источник здесь http://fsa.gov.ru/ne...nt/show_id/2191


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2120 ОФФЛАЙН   AlexeyChe

AlexeyChe

    Титулярный советник


  • Титулярный советник
    • ID: 6 322
  • 299 сообщений
    • Онлайн: 110д 19ч 28м 43с
  • 55 спасибо
  • 362 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 18.05.2018 - 10:29

3. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.

Нам эксперты сказали, что данное правило действует с 2014 года и указание года в реквизитах есть нарушение с момента выхода "Приказ Минэкономразвития России от 26.05.2014 N 295", документарных подтверждений этому правилу с 2014 года я, правда, нигде не нашел...только письма и пояснения без печатей.

Даже сейчас там написано 

 

"Указываются документы, содержащие в себе совокупность конкретно указанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности. При заполнении указываются: реквизиты документа, устанавливающего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе конкретные пункты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, заявленные на аккредитацию. "
И, насколько знаю, дата является частью реквизитов документа...


Сообщение отредактировал AlexeyChe: 18.05.2018 - 10:47


#2121 ОФФЛАЙН   Богданович Александр

Богданович Александр

    Статский советник


  • Тайный советник
    • ID: 1 068
  • 1 631 сообщений
    • Онлайн: 98д 21ч 52м 26с
  • 938 спасибо
  • 2 033 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 18.05.2018 - 12:53

Нам эксперты сказали, что данное правило действует с 2014 года и указание года в реквизитах есть нарушение с момента выхода "Приказ Минэкономразвития России от 26.05.2014 N 295", документарных подтверждений этому правилу с 2014 года я, правда, нигде не нашел...только письма и пояснения без печатей.
Даже сейчас там написано 

"Указываются документы, содержащие в себе совокупность конкретно указанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности. При заполнении указываются: реквизиты документа, устанавливающего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе конкретные пункты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, заявленные на аккредитацию. "

И, насколько знаю, дата является частью реквизитов документа...

Нашел по теме письмо МИГИНА для экспертных организаций от 2015 года, да и примеры Областей аккредитации на сайте ФСА можно посмотреть - где ГОСТы без года!!!

Но видимо ФСА решило напомнить экспертам - нам то это не надо и так понятно.

Но вот видимо требуют отдельные "товарищи" и поэтому спорные ситуации возникают. У них то понятный интерес новый ГОСТ - вперед на расширение!!!

С ГОСТами легче. Там бывает меняется год, но наименование и номер остаются =  убрал год в области и нет проблем.

А вот с СаНПиНами проблема - у них у всех новый номер, там хоть пишу - хоть не пиши, цыфры не совпадают...

Прикрепленные файлы



#2122 ОФФЛАЙН   AlexeyChe

AlexeyChe

    Титулярный советник


  • Титулярный советник
    • ID: 6 322
  • 299 сообщений
    • Онлайн: 110д 19ч 28м 43с
  • 55 спасибо
  • 362 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 18.05.2018 - 13:10

письмо МИГИНА

Письмо я видел, но дело то в том, что в самих документах, где имеются "формы ОА" нет прямых указаний, что год ставить не нужно, написано, что надо реквизиты документа указывать, а год является частью этих реквизитов...и, безусловно, без указания года проще.
Может я и не прав конечно.

#2123 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 18.05.2018 - 17:51

А вот с СаНПиНами проблема - у них у всех новый номер, там хоть пишу - хоть не пиши, цыфры не совпадают...

Александр, запомните "адресок" и не забывайте туда заглядывать  http://fsa.gov.ru/in...ticview/id/428/

Я уже выкладывала здесь документ, наверное Вы его пропустили. Это Разъяснение № 8. РА обратилась в РПН и по ответу из того ведомства составила своё разъяснение для аккредитованных лиц.

Для тех, кто не в курсе, ФСА имеет право давать официальные разъяснения. И эти разъяснения обязательны к применению всеми участниками системы аккредитации.

дело то в том, что в самих документах, где имеются "формы ОА" нет прямых указаний, что год ставить не нужно, написано, что надо реквизиты документа указывать, а год является частью этих реквизитов.

Алексей, теперь есть разъяснение, где "разжевали":

3. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.

4. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).

т.е. в области можно не указывать год, а в итоговых документах о результатах исследований (у нас с протоколах) должны указывать полное наименование.

Прикрепленные файлы


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


Благодарность от 1 участник
AlexeyChe

#2124 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 19.05.2018 - 03:00


9 мая вступает в силу приказ Минэкономразвития России «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам деятельности экспертов по аккредитации»

18.05.2018

Федеральная служба по аккредитации информирует о вступлении в силу с 19 мая 2018 г. приказа Минэкономразвития России от 10 апреля 2018 г. № 186 «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам деятельности экспертов по аккредитации» (зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2018 г., регистрационный № 51011).

Документом внесены изменения в следующие приказы Министерства:

  • от 23 мая 2014 г. № 286 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии Федеральной службы по аккредитации»;
  • от 23 мая 2014 г. № 289 «Об утверждении Требований к эксперту по аккредитации и Правил аттестации экспертов по аккредитации».

Приказом № 186 в качестве одного из базовых требований к экспертам по аккредитации устанавливается обязанность прохождения экспертом по аккредитации курсов повышения квалификации в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента и (или) аудитом систем менеджмента (техникой оценки), а также в соответствующей области аттестации эксперта по аккредитации сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений не реже 1 раза в год. Эксперт по аккредитации обязан предоставлять в Федеральную службу по аккредитации сведения и документы о прохождении соответствующих курсов в течение трех месяцев после завершения освоения программы повышения квалификации, а также вправе дополнительно предоставлять другие документы об обучении.

Копии документов о повышении квалификации должны будут в числе других установленных документов прилагаться претендентом к заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации.

С учетом практики проведения заседаний апелляционной и согласительной комиссий Федеральной службы по аккредитации в Правила аттестации экспертов по аккредитации введена норма о том, что квалификационный экзамен проводится на предмет установления наличия у претендента (эксперта), в том числе, навыков формулирования и классификации несоответствий критериям аккредитации.

В Правила аттестации экспертов по аккредитации добавлена норма о том, что непрохождение экспертом по аккредитации аттестации в срок, установленный пунктом 32 Правил, является основанием для прекращения действия аттестации.

Приказом № 186 также внесены некоторые изменения в Положение об аттестационной комиссии Федеральной службы по аккредитации, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 286, направленные на совершенствование работы комиссии при проведении квалификационного экзамена.

Ознакомиться с новыми редакциями приказов № 286 и 289 можно в разделе Приказы Минэкономразвития России.


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


Благодарность от 1 участник
andrewgis

#2125 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 21.05.2018 - 08:54

Коллеги, примите к сведению, что в ближайшее время планируется утверждение поправок  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Некоторые из них:

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.47, 14.48, 14.60, частью 2 статьи 19.26 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня составления национальным органом по аккредитации протоколов о соответствующих административных правонарушениях.

Выдача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не имеющим аккредитации в национальной системе аккредитации, сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), измерений, иных заключений и документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации либо в случае, когда в соответствии с положениями федеральных законов получение такой аккредитации является обязательным – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Выдача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не имеющим аккредитации в национальной системе аккредитации, сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), измерений, иных заключений и документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации либо в случае, когда в соответствии с положениями федеральных законов получение такой аккредитации является обязательным –влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2126 ОФФЛАЙН   Viktoria777

Viktoria777

    Коллежский регистратор


  • Коллежский регистратор
    • ID: 9 751
  • 2 сообщений
    • Онлайн: 5ч 6м 51с
  • 0 спасибо
  • 2 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 22.05.2018 - 10:53

Александр, запомните "адресок" и не забывайте туда заглядывать  http://fsa.gov.ru/in...ticview/id/428/

Я уже выкладывала здесь документ, наверное Вы его пропустили. Это Разъяснение № 8. РА обратилась в РПН и по ответу из того ведомства составила своё разъяснение для аккредитованных лиц.

Для тех, кто не в курсе, ФСА имеет право давать официальные разъяснения. И эти разъяснения обязательны к применению всеми участниками системы аккредитации.

Алексей, теперь есть разъяснение, где "разжевали":

т.е. в области можно не указывать год, а в итоговых документах о результатах исследований (у нас с протоколах) должны указывать полное наименование.

я думаю это разъяснение (с указанием года в МИ) касается, если лаборатория использует ранее действующую версию МИ (что разрешено данным разъяснением), так как в пункте 4. есть словосочетание "при таких исследованиях" 



#2127 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 26.05.2018 - 02:01


Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за апрель 2018 года

25.05.2018

В апреле Федеральной службой по аккредитации проведено 178 проверок деятельности аккредитованных лиц:

  • 122 в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок устранены нарушения в 83% случаях.
  • 21 во исполнение поручения Правительства Российской Федерации.
  • 15 на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации.
  • 20 в рамках оценки выполнения ранее выданных Службой предписаний.

По результатам проверок выявлены нарушения в деятельности 28 аккредитованных лиц и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

По фактам нарушений, выявленных в ходе проведения проверочных мероприятий, приняты решения о приостановлении действия аккредитации 26 аккредитованных лиц: двух  органов по сертификации, 18 испытательных лабораторий, 5 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, одного органа инспекции.

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований приводим наиболее распространенные нарушения, допускаемые органами по сертификации:

  • проведение работ по сертификации продукции на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза без технической документации на сертифицируемую продукцию, оформленной в соответствии с установленными требованиями (ООО «Русский Сертификационный Центр» – RA.RU.11МР46, ООО «ГАММА-СЕРТИФИКАЦИЯ» – РОСС RU.0001.11ГА02);
  • нарушения правил сертификации при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС 032/2013, ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 010/2011), в том числе в части нарушения правил отбора образцов и выдачи сертификатов соответствия без фактического выезда экспертов по сертификации  с целью анализа состояния производства (ООО «ГАММА-СЕРТИФИКАЦИЯ»);
  • несоблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества в части ведения архива по месту осуществления деятельности органа по сертификации,  отсутствие надлежащим образом оформленных дел по сертификации (ООО «ГАММА-СЕРТИФИКАЦИЯ»);
  • проведение работ по сертификации лифтов, устройств безопасности лифтов согласно требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011, где в качестве заявителя указанно юридическое лицо, не зарегистрированное в качестве такового на территории государства-члена Евразийского экономического союза (ООО «РусСертифик» – RA.RU.10АБ71).

Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных испытательными лабораториями:

  • выдача с целью подтверждения соответствия обязательным требованиям нормативных документов, протоколов испытаний на аттракционы китайского производства, факт ввоза которых на территорию Российской Федерации не подтвержден товаросопроводительными документами (в т.ч. таможенной декларацией) согласно разъяснениям Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Росаккредитации (ООО «Межрегиональный сертификационный центр» – RA.RU.21МЦ02);
  • проведение испытаний вне области аккредитации (ООО «Межрегиональный сертификационный центр» – RA.RU.21МЦ02, ООО «Уральский региональный центр «Технической экспертизы и диагностики» – РОСС RU.0001.22НР46, ООО «Сфера безопасности труда» – РОСС RU.0001.21АУ06, ОАО «Кировские коммунальные системы» – RA.RU.21АБ53);
  • наличие оборудования, не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (ООО «Сфера безопасности труда» – РОСС RU.0001.21АУ06);
  • несоблюдение утвержденного руководства по качеству и документов системы менеджмента качества выразившееся в нарушении правил документирования работ по отбору образцов и результатов исследований (испытаний), правил хранения и архивирования документов  (ООО «Межрегиональный сертификационный центр» – RA.RU.21МЦ02);
  • частичное отсутствие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации средств измерений для проведения испытаний согласно утвержденной области аккредитации (ООО «Центр экспертизы условий труда «Эксперт» – RA.RU.21ЭЛ50, ООО «Центр Гигиенической Экспертизы» – RA.RU.21ЭТ28).

Прекращено действие аккредитации 9 организаций:

  • 3 в связи с неисполнением ранее выданного предписания (органов по сертификации ООО НТЦ «Энергия» – RA.RU.10АД83, ООО «Центр аналитических технологий «Прогресс» – РОСС RU.0001.11МО07, органа инспекции ФГБУЗ ЦГиЭ № 92 ФМБА России – RA.RU.710160);
  • 6 в связи с неустранением несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности.

Также некоторыми аккредитованными лицами (органом по сертификации ООО «ЦС машиностроения» – RA.RU.10АБ93, испытательными лабораториями ООО «ВитроПак» – RA.RU.21АС83, ООО «Поток» – RA.RU.21АБ59) были поданы заявления о прекращении деятельности в области аккредитации в период проведения в отношении них мероприятий по контролю, что, из-за прекращения действия их аккредитации, привело к невозможности завершения проверок, инициированных и проводимых в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и, следовательно, к невозможности выявления всех потенциальных нарушений, допущенных такими аккредитованным лицами в период действия аккредитации, и невозможности привлечения к ответственности за них.

В связи с этим обращаем внимание на то, что факт подачи аккредитованными лицами заявления о прекращении деятельности в области аккредитации в период проведения в отношении них мероприятий по контролю свидетельствует об уклонении  аккредитованных лиц от проводимой проверки, что квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

За отчетный период вынесено 23 судебных акта о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Решением арбитражного суда отказано в удовлетворении заявления ЗАО «Испытательный Центр Технических Измерений, Безопасности и Разработок» о признании незаконным приказа Росаккредитации от 25.10.2017 «О прекращении действия аккредитации закрытого акционерного общества «Испытательный Центр Технических Измерений, Безопасности и Разработок», аккредитованного в качестве органа но сертификации взрывозащищенного оборудования (аттестат аккредитации № RA.RU.11ГБ08) и испытательной лаборатории взрывозащищенного оборудования (аттестат аккредитации № RA.RU.21ГБ08)».

Решением арбитражного суда отказано в удовлетворении заявления ООО «Стандарт-Групп» о признании незаконными приказа Росаккредитации от 10.01.2018 «О прекращении действия аккредитации Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Групп», аккредитованного в качестве испытательного центра, аттестат аккредитации № RA.RU.21НВ01» и действий Росаккредитации по внесению сведений в реестр аккредитованных лиц о прекращении действия аккредитации ООО «Стандарт-Групп».

Решением арбитражного суда также отказано в удовлетворении заявления ООО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» о признании незаконными действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц Росаккредитации по установлению в акте внеплановой документарной проверки несоответствия органа по сертификации ООО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» пункту 8 Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326, в части соблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия, и нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-Ф3 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


#2128 ОФФЛАЙН   Заведующая

Заведующая

    Титулярный советник


  • Титулярный советник
    • ID: 3 794
  • 282 сообщений
    • Онлайн: 24д 22ч 58м 2с
  • 70 спасибо
  • 374 баллов
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 29.05.2018 - 14:25

Теперь есть разъяснение, где "разжевали":

т.е. в области можно не указывать год, а в итоговых документах о результатах исследований (у нас с протоколах) должны указывать полное наименование.

 

Не нашла этот документ, где "разжевали". Уточните, пожалуйста.



#2129 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 29.05.2018 - 15:31

Не нашла этот документ, где "разжевали". Уточните, пожалуйста.

В этой же теме, сообщение 2119...

Или вот по этой ссылке на сайт ФСА  http://fsa.gov.ru/ne...t/show_id/2191/


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю


Благодарность от 1 участник
Заведующая

#2130 ОФФЛАЙН   Самарчанка

Самарчанка

    Штатс-секретарь

  • Автор темы

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 564 сообщений
    • Онлайн: 165д 21ч 15м 44с
  • 6916 спасибо
  • 60 719 баллов
  • Знаки отличия

            
    Показать информацию Скрыть информацию

Отправлено 12.06.2018 - 19:10


Аккредитация: особенности процедуры

12.06.2018

Начальник отдела аккредитации и подтверждения компетентности в области обеспечения единства измерений Управления аккредитации Федеральной службы по аккредитации Егор Пилюгин рассказал в интервью журналу «Главный метролог» об особенностях процедур аккредитации и подтверждения компетентности, а также ответил на поступившие вопросы читателей.

Каким образом необходимо сформировать область аккредитации для прохождения процедуры подтверждения компетентности, как стать экспертом по аккредитации, предстоит ли российским аккредитованным лицам переаккредитация в связи с обновлением стандарта  ISO/IEC 17025:2017, определяющего общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий, и многое другое – в тексте интервью представителя Управления аккредитации Службы.

Прикрепленные файлы


НОУ «Бизнес-Эксперт»  Говорю, что думаю, и думаю, что говорю






Темы с аналогичным тегами Росаккредитация

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей


Количество пользователей, прочитавших эту тему: 985

Пользователей онлайн: 7 (за последние 15 минут)

0 пользователей, 7 гостей, 0 анонимных пользователей   (Полный список)

Заказ рекламы на СЭОТ
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru